Дифференциация звуков сь щ речевой материал. Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ" (в устной и письменной речи). Послушай пары слов и составь с ними предложения
1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;
2.
3. Развитие и совершенствование грамматического строя4
4. Развитие связной речи;
5.
Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.
Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.
2. Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.
3. Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.
Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,
Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.
III. Закрепление материала.
Дифференциация Сь, Щ.
1. В слогах.
а) Прочесть слоги по слоговой таблице.
ся-ща | сящ | щась |
сё-що | сещ | щось |
сю-щу | сющ | щусь |
си-щи | сещ | щесь |
б) Повторите слоги, запомните, назовите их.
ЩА-СЯ~ЩА ЩА-СЯ-ЩА-СЯ
СИ-ЩИ-СИ ЩУ-СЮ-ЩУ-СЮ
ЩУ-СЮ-ЩУ ЩЕ-СЕ-ЩЕ-СЕ
в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:
ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.
Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.
2. Дифференциация Сь, Щ в словах.
а) Игра «Буква потерялась».
Гу...ёнок, по...ёлок, ...етина, ...ука, ле..., о...сина, о...ень, ...авель, о...ёл, ...енок, гу...и.
б) Запись слов в два столбика разными пастами:
Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.
Прочитайте слова обоих столбиков.
в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.
По…екотал, …яду, тре...ит, тря...ина, …ётка, по...еял, мор…ины.
Прочтите слова.
3. Дифференциация Сь, Щ в предложениях.
а) Закончи предложения, используя картинки.
В сети попала... (ЩУКА).
На лугу пасутся... (ГУСИ).
В корзине пищит... (ЩЕНОК).
Сеня надел новый... (ПЛАЩ).
Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.
б) Диктант (слуховой).
Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.
4. Дифференциация Сь, Щ в связной речи.
Работа с карточками.
Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.
Верное средство.
Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.
«Я знаю верное средство, - щебечет щегол, - надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»
«Глупости? - прервал его мышонок Мыша, - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»
«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, - серьезно сказал, поросенок Персик, - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, - открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»
«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Нет, вот я знаю средство - это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как...»
«Зубы надо чистить? - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».
Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?
Ответьте на вопросы:
Что случилось со щенком?
Как друзьяхотели помочь ему?
Чье средство оказалось самым верным?
А теперь прочтите сказку по ролям.
IV. Итог занятия . Чему научились на занятии?
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.
ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.
Цели:
1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;
2. Развитие фонематического восприятия;
3. Развитие и совершенствование грамматического строя;
4. Развитие связной речи;
5. Развитие памяти, мышления, внимания.
Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?
Игра «Сквозная буква»:
Гуща Осел
Пища осина
лещи осень
III. Закрепление пройденного материала.
1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.
а) Запишите слоги в две строчки, в первую - с буквой С, во вторую - с буквой Щ.
СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,
ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ
Прочтете записанные слоги.
б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.
ща-ся-ща-ся
щё-сё-сё-щё
щу-сю-щу-сю
си-щи-си-щи
ща-ся-ща-ся-ща-ся
ащ-ась-ащ-ась
ысь-ищ-ысь-ищ
2. Дифференциация Сь-Щ а словах.
а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.
Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.
б) Запись слов, их графический разбор:
Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.
Прочтите слова, назовите количество слогов.
в) Дополните слово.
ЩИ (ищи, пищит, щипцы)
СЕЛ (осели, подсел, насел)
Чистоговорки.
УСЬ-УСЬ-УСЬ - на лугу пасется гусь.
ЩА-ЩА-ЩА - мы несем домой леща.
АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем плащ.
3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.
Предложения для анализа и записи:
Запишите предложения, разберите их графически.
На площади всегда много народа.
Костер освещал ряды сосен.
Пляшет синяя волна.
Трещит сердитый мороз.
1 предложение - Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?
2 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?
3 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?
4 предложение - Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?
Логопедическая физминутка.
4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.
Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.
Весна да о…снь - на дворе погод во…емь.
…емь раз отмерь, один раз отрежь.
…ядем рядком, да поговорим ладком.
По …екрету в...ему свету
Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.
Грибы и…ут - по лесу ры…ут.
Не откладывай дела в долгий я…ик.
Прочтите пословицы, объясните их значение.
IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте ‘Дифференциация щ-сь’. У детей закрепится навык различения и четкого произношения звуков в слогах, словах; закрепится понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук; продолжат учится выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов,выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ.
Тема: Дифференциация звуков [Щ]-[СЬ]
Программное содержание:
- Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков в слогах, словах;
- закрепить понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук;
- учить выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов;
- учить выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ;
- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Оборудование.
- Демонстрационный материал: звукобуквенные домики; картинки: сирень, васильки, плющ, листья, щегол, гусь, снегирь, синица, свекла, овощи, слива, апельсин, ящерица, щука, щенок, гусенок; фишки (красного, синего, зеленого цветов); буквы: ЩЕПКА, СЕТКА; таблица для чтения. Раздаточный материал: фишки (красного, синего, зеленого цветов), разрезная азбука.
Ход занятия
1. Организационный момент (придумывание слов со звуками Щ, СЬ).
2. Знакомство с темой.
Артикуляция звуков.
Характеристика звуков.
Установление сходства и различия между звуками.
3. Игра «Наоборот».
- Ся-ся-ся – ща-ща-ща
- ащ-ащ-ащ – ась-ась-ась
- Се-се-се — ощ-ощ-ощ
- Сю-сю-сю — ущ-ущ-ущ
- Си-си-си — ищ-ищ-ищ
- Сё-сё-сё — ещ-ещ-ещ
- Ысь-ысь-ысь — ящ-ящ-ящ
4. «Запомни, повтори».
а) Ся-ся-ща ща-ща-ся ась-ась-ащ ащ-ащ-ась
Ся-ща-ща ща-ся-ся ась-ащ-ащ ащ-ась-ась
Ся-ща-ся ща-ся-ща ась-ащ-ась ащ-ась-ащ
б) хвостище – усище –блестящий –освещение
стекольщик – следующий – носильщик — светящийся
5. Игра «Отгадай слово».
Ры.., ло.., ле.., помо.., ве.., пла.., плю.., укра.., ово.., бою.., бор.., мо.., купаю.., смею…
6. Звуковой анализ слов: ЩЕПКА, СЕТКА
7. Физминутка «На звук.. – выполняй!»
8. «Четвертый лишний».
- Сирень, васильки, плющ, листья – плющ.
- Щегол, гусь, снегирь, синица – щегол.
- Свекла, овощи, слива, апельсин – овощи.
- Ящерица, щука, щенок, гусенок — гусенок.
9. Чтение:
Ща, си, ящик, синица, овощ, щенок, сито, гусенок, щипцы, Ася, песенка, Максим, такси, гуси.
10. Диктант:
Ё, Е, Щ, С, О, И, Э, У, ЩА, СИ, ЩУ, СЯ, ЧАЩА, СИНИЦА.
11. Итог занятия.
Листунова Ольга Геннадьевна,
учитель-дефектолог
МБДОУ «Колокольчик»,
город Ноябрьск, ЯНАО
Щ – СЬ №3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ
Щ –СЬ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ
Щ – СЬ №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ
ЩА – СЯ СЯ - ЩА АСЬ – АЩ АЩ - АСЬ
ЩУ – СЮ СЮ – ЩУ ЯЩ – ЯСЬ ЯСЬ - ЯЩ
ЩЁ – СЁ СЁ – ЩЁ ОСЬ – ОЩ ОСЬ - ОЩ
ЩИ – СИ СИ - ЩИ ЕЩ – ЕСЬ ЕСЬ - ЕЩ
ЩЕ – СЕ СЕ - ЩЕ УСЬ – УЩ УЩ – УСЬ
ЩА – СЯ – ЩА СЯ – ЩА – СЯ СЯ – СЯ – ЩА ЩА – ЩА – СЯ
ЩУ – СЮ – ЩУ СЮ – ЩУ – СЮ СЮ – СЮ – ЩУ ЩУ – ЩУ – СЮ
ЩЁ – СЁ – ЩЁ СЁ – ЩЁ – СЁ СЁ – СЁ – ЩЁ ЩЁ – ЩЁ – СЁ
ЩИ – СИ – ЩИ СИ – ЩИ – СИ СИ – СИ – ЩИ ЩИ – ЩИ – СИ
ЩЕ – СЕ – ЩЕ СЕ – ЩЕ – СЕ СЕ – СЕ – ЩЕ ЩЕ – ЩЕ – СЕ
АСЬ – АЩ – АСЬ АЩ – АСЬ – АЩ АСЬ – АСЬ - АЩ АЩ – АЩ - АСЬ
ЯСЬ– ЯЩ – ЯСЬ ЯЩ – ЯСЬ – ЯЩ ЯСЬ – ЯСЬ – ЯЩ ЯЩ – ЯЩ - ЯСЬ
ОСЬ – ОЩ – ОСЬ ОЩ – ОСЬ – ОЩ ОСЬ – ОСЬ – ОЩ ОЩ – ОЩ - ОСЬ
ЕСЬ - ЕЩ – ЕСЬ ЕЩ – ЕСЬ – ЕЩ ЕСЬ – ЕСЬ – ЕЩ ЕЩ – ЕЩ - ЕСЬ
УСЬ – УЩ – УСЬ УЩ – УСЬ – УЩ УСЬ – УСЬ – УЩ УЩ – УЩ - УСЬ
ЮСЬ – ЮЩ– ЮСЬ ЮЩ – ЮСЬ– ЮЩ ЮСЬ – ЮСЬ– ЮЩ ЮЩ – ЮЩ -ЮСЬ
Лес – лещ Роса – роща
Сели – щели Плюс – плющ
Пласт – плащ Вес – вещи
Писать – пищать Хвост - хвощ
Вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, сварщик, обещание, совещание, освещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, хвостище, усищи, носище, сгущенный, настоящий, восхищение.
Дайте полные ответы на вопросы:
Что делает стекольщик?
Чем вытаскивают гвозди?
Что делает носильщик?
Кто защищает родину?
Что делают из свиной щетины?
Слова для справок: клещами, носит вещи, солдаты, вставляет стекла, щетки.
У Сени ящик. Сима варит щи. В сетях караси и лещи. Возле села роща. Осенью созревают овощи. В норе пищат лисята. На стене висит плащ. В сенях пищит щенок. У Сони щетка. У Васи клещи. Носильщик несет пассажиру вещи. Стекольщик режет стекло. На осине щегол. Был сильный мороз, щипал щеки и нос. Пролетел сверкающий самолёт. Соня собирает в роще щавель. Свиная щетина идет на щетки. В костер подбросили сухие щепки. В сетях билась зубастая щука. Часовщик починил испорченные часы. Чистильщик вычистил щеткой сапоги. В роще защелкал голосистый соловей. Сеня часто навещает больного товарища. В классе рассказывали сказку про Кощея Бессмертного.
Шура и Миша – товарищи. Они нашли щенка. Щеночек был маленький и жалобно пищал. Детям стало жаль щенка. Они взяли щеночка домой. Дома они положили в ящик ваты, а потом уложили в ящик щеночка. Зоя и Валя напоили щеночка молоком и он скоро уснул в ящике.
Я возвращался с охоты и шел по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил свои едва прораставшие крылышки. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал свое детище. Каким громадным чудовищем должна была казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И все-таки он не усидел на ветке… Я поспешил отозвать смущенного пса и ушел. Я восхищался героизмом маленькой пташки.
Пословицы:
На то и щука в море, чтоб карась не дремал.
Всякой вещи своё место.
Не учи козу: сама с воза стащит.
Друзья узнаются в несчастье.
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.
Загадка:
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. (Кот)
Гайбышева Динара Рафильевна
Дифференциация звуков [Щ] - [С]
Произносить слоги :
Ща - ся щу – сю щи – си
Ся – ща сю – щу си – щи
Ащ – ась ощ – ось ящ – ясь
Ющ – юсь ищ – ись ещ – есь
Ась – ащ ось – ощ ясь – ящ
Юсь – ющ ись - ищ
Произносить слова с прямыми слогами :
Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.
Произносить слова с обратными слогами :
Вещь, лещ, плащ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник, навесь, колосья, брось, брысь, карась, злюсь, авось,
Произносить слова со звуками «С - Щ» :
Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущенный, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся
Произносить предложения :
У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь на шкаф. в пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи срезают летом и осенью.
Мой щенок.
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал,
Ещё бы! Он счастливым рос.
Теперь мой щен не щен, а пёс –
Настоящий пёс!
Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щки. Дядя Семён ещё удит.
Целый день поёт щегол
В клетке на окошке,
Третий год ему пошёл,
А он боится кошки.
А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.
Публикации по теме:
Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г] .Звуки [К], [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке.
Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.
Конспект ОД «Дифференциация звуков [р]-[л]» Цель: закрепление правильного произношения и дифференциация звуков [Р]-[Л]; Задачи: 1. Формировать умение давать характеристику звуков [Р]-[Л],.
Дифференциация звуков [С] - [Ш] Произносить слоги: Ша – са шо – со шу - су Са – ша со – шо су - шу Яш – яс ош - ос уш - ус Аш – ас ис - иш ыш - ыс Ос – ош ус – уш еш.
Дифференциация звуков Ф-В Карточки 1. Записать только те слова, в которых пропущена буква Ф:. онтан,. отинок, А. рика, А. ерика, ту.
Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.
Конспект занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]-[й]» Цели и задачи: 1. Дифференциация согласных звуков л - ль - й. 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Формирование учебного высказывания.