Критерии проверки экспериментального задания огэ. Критерии проверки экспериментального задания огэ Требования, предъявляемые к рефератам в ходе защиты

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Семинар-практикум учителей физики

Шпаковского муниципального района

«Формирование экспериментальных умений учащихся при подготовке к ОГЭ по физике»

Выступление по теме: «Критерии проверки экспериментального задания ОГЭ»

Подготовила:

учитель физики

МКОУ «СОШ№6»

Пархоменко А.Г.

с. Пелагиада

2016г.

1. Характеристика экзаменационной работы 2016года . Назначение заданий с развернутым ответом и их особенности

Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной итоговой аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 22 задания с кратким ответом, из которых 13 заданий с ответом в виде одной цифры, 8 заданий к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр, и 1 задание с развернутым ответом.

Часть 2 содержит 4 задания (23-26), для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 23 представляет собой практическую работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.

В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого.

Время, отводимое на выполнение всей экзаменационной работы, составляет 180 минут.

Экзамен проводится в кабинетах физики. На экзамене присутствует специалист по физике, который проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы учащихся с лабораторным оборудованием. Примерная инструкция по обеспечению безопасного труда в процессе проведения государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по физике приведена в дополнительных материалах к экзамену.

На экзамене разрешается использовать непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика) и экспериментальное оборудование. Комплекты, необходимые для проведения экзамена в конкретном регионе, указываются в специальном приложении к КИМ для организаторов экзамена.

В экзаменационные материалы по физике включены три типа заданий с развернутым ответом. Именно эти типы заданий позволяют осуществить полноценную проверку двух контролируемых видов деятельности: освоение экспериментальных умений и решение задач различного типа.

Проверку заданий с развернутыми ответами осуществляют специалисты-предметники (эксперты), прошедшие специальную подготовку для проверки заданий 2016 года.

Для обеспечения объективной проверки необходимо:

    иметь единые критерии оценивания ответа на конкретное задание для всех экспертов;

    обеспечить стандартизированную процедуру проверки экзаменационных работ.

Для обеспечения надежности и объективности выставляемых экспертами баллов за выполнение заданий с развернутым ответом к этим заданиям предъявляются следующие требования:

    Задания с развернутым ответом должны сопровождаться системой оценивания их выполнения, которая включает критерии выставления того или иного балла и варианты правильных ответов (решений).

    Система оценивания должна четко соотноситься с формулировкой задания и не допускать рассогласования между правильным ходом решения задания и критериями его оценивания.

    Разработанная для данного задания система оценивания должна давать согласованные экспертные оценки, не менее 85–90% соответствия поставленных баллов независимыми экспертами.

    Время, затраченное на проверку задания с развернутым ответом, должно быть соизмеримо со значимостью информации, полученной на основе выполнения данного задания.

В разделе 2 сформулированы обобщенные критерии оценивания для трех типов используемых в экзаменационной работе заданий с развернутым ответом. В материалах для экспертов каждое задание с развернутым ответом сопровождается образцом возможного решения (выполнения), в котором отражены все основные элементы полного и правильного ответа, а также критериями оценивания. В критериях оценивания на основе обобщенной системы для каждого из типов развернутых заданий учтены особенности отдельных заданий (например, приведен список необходимых законов и формул для решения расчетных задач).

2. Общие подходы к проверке и оценке заданий с развернутым ответом

В экзаменационной работе по физике используется три типа заданий с развернутым ответом.

    1. Экспериментальное задание (задание 23), которое проверяет умение проводить косвенные измерения физических величин, умение . К экспериментальным заданиям в 2012 году добавился новый тип заданий на проверку физических законов и следствий . Максимальный балл за выполнение задания – 4 балла.

      К ачественная задача , представляющая собой описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т. п. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

      Расчетные задачи , для которых необходимо представить подробное решение и получить численный ответ. Максимальный балл за выполнение задания – 3 балла.

Критерии проверки экспериментального задания

Экспериментальное задание выполняется экзаменуемыми с использованием реального лабораторного оборудования. Указание на необходимость его использования приводится в инструкции перед текстом задания.

Каждому учащемуся выдается комплект оборудования, в котором собраны все необходимые и достаточные для выполнения задания приборы и материалы. Поэтому выполнение экспериментального задания не предполагает оценивание умения самостоятельного выбора оборудования для заданной цели эксперимента.

Экспериментальное задание 23 проверяет:

    умение проводить косвенные измерения физических величин : плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока;

    умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных : зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;

    умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.

Каждое задание рассчитано на проведение прямых измерений с использованием стандартных измерительных приборов: линейка, весы, динамометр, мензурка (измерительный цилиндр), амперметр, вольтметр, секундомер (часы). При этом объектом оценки становятся прямые измерения (правильное включение или установка прибора, определение его цены деления и выполнение правил снятия показания прибора или измерительного инструмента). Сформированность этих умений оценивается по результатам записи прямых измерений, которые должны укладываться в заданные в каждом случае границы измерений, учитывающие погрешности измерений. Оценка погрешностей измерений при выполнении экспериментального задания не требуется.

Оценка границ интервала, внутри которого может оказаться результат прямых измерений, полученный уч еником, и который необходимо признать верным, рассчитывается методом границ. Для каждого задания в схемах оценивания приводятся следующие сведения.

    Характеристика оборудования. В ней указывается перечень оборудования из соответствующего комплекта.

    Образец возможного выполнения. В нем отмечены все элементы, подлежащие оцениванию, и приведены возможные границы измерений при использовании указанного оборудования, а также приведено указание экспертам по оценке границ интервала или комментарии по анализу полученных результатов.

    Критерии оценки выполнения задания. В критериях описано полное правильное выполнение задания, указаны величины, для которых в данном случае проводятся прямые измерения, и перечислены условия выставления от 0 до максимально возможных 4 баллов.

Схема оценивания экспериментальных заданий представлена ниже.

Схема оценивания экспериментального задания 1-го типа

Характеристика оборудования

)

Внимание!

1

2 . Запись формулы.

3

4 . Значение косвенного измерения (с указанием допустимых границ ) .

Указание экспертам

Оценка границ интервала, внутри которого может оказаться результат, полученный уч еником, который необходимо признать верным, рассчитывается методом границ (приводится расчет для данного задания ) .

Баллы

    формулу для расчета искомой величины по доступным для измерения величинам;

    правильно записанные результаты прямых измерений (указываются физические величины, прямые измерения которых необходимо провести в данном задании );

    полученное правильное числовое значение искомой величины.

Приведены все элементы правильного ответа 1– 4, но

допущена ошибка при вычислении значения искомой величины;

ИЛИ

допущена ошибка при обозначении единиц измерения искомой величины;

ИЛИ

допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует;

ИЛИ

отсутствует формула в общем виде для расчёта искомой величины.

Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно привед ены значения прямых измерений величин, но не записана формула для расчета искомой величины и не получен ответ;

ИЛИ

правильно приведены значения прямых измерений величин, записана формула для расчета искомой величины, но не получен ответ и не приведен рисунок экспериментальной установки;

ИЛИ

правильно приведены значения прямых измерений, приведен правильный ответ, но отсутствуют рисунок экспериментальной установки и формула для расчета искомой величины.

ИЛИ

приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и представлена правильно записанная формула для расчета искомой величины;

ИЛИ

приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и сделан рисунок экспериментальной установки.


Схема оценивания экспериментального задания 2-го типа

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования № (перечисляется состав соответствующего комплекта оборудования )

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1 . Схема экспериментальной установки.

2. Результаты прямых измерений с указанием допустимых границ.

3. Вывод о качественной зависимости одной физической величины от другой.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Полностью правильное выполнение задания, включающее:

    схематичный рисунок экспериментальной установки;

    правильно записанные результаты прямых измерений;

    сформулированный правильный вывод.

Приведены все элементы правильного ответа 1–3, но

допущена ошибка при переводе одной из измеренных величин в СИ при заполнении таблицы (или при построении графика);

ИЛИ

ИЛИ

Записаны только правильные значения прямых измерений;

ИЛИ

Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания.

Схема оценивания экспериментального задания 3-го типа

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования № (перечисляется состав соответствующего комплекта оборудования )

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1. Схема экспериментальной установки.

2 . Результаты прямых измерений с указанием допустимых границ.

3. Вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила с учетом указанных погрешностей прямых измерений.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Полностью правильное выполнение задания, включающее:

1) схематичный рисунок экспериментальной установки;

2) правильно записанные результаты прямых измерений;

3) расчеты и сформулированный правильный вывод.

Приведены все элементы правильного ответа 1–3, но допущена ошибка в единицах измерения при представлении результатов измерения физической величины;

ИЛИ

допущена ошибка при указании интервала возможных значений физической величины с учетом погрешности ее определения;

ИЛИ

допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует.

Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не сформулирован вывод;

ИЛИ

сделан рисунок экспериментальной установки, сформулирован вывод, но в одном из экспериментов присутствует ошибка в прямых измерениях.

Записаны только правильные значения прямых измерений;

ИЛИ

сделан рисунок экспериментальной установки, и частично приведены результаты верных прямых измерений.

Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания.

Для организаторов проведения экзамена предусмотрена замена рекомендуемого оборудования на аналогичное с другими характеристиками. В этом случае представители региональной экзаменационной комиссии, участвующие в подготовке лабораторного оборудования, в разделе «Характеристика оборудования» указывают изменения характеристик используемого оборудования, а в разделе «Образец выполнения задания» исправляют значения измерений и указывают новые допустимые границы. При проверке экзаменационных работ эксперты получают критерии оценивания экспериментальных заданий с учетом внесенных изменений.

Важно отметить, что в экспериментальном задании, в первую очередь, проверяется умение проводить измерения. Поэтому записанные результаты прямых измерений при отсутствии других элементов ответа оцениваются в 1 балл. Выполнение других элементов ответа (выполнение схематичного рисунка экспериментальной установки и запись формулы для расчета искомой величины) при отсутствии результата хотя бы одного прямого измерения оценивается в 0 баллов.

При анализе результатов экзамена экспериментальное задание считается выполненным верно, если экзаменуемый набрал 3 или 4 балла.

по обществознанию

Повышение объективности результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) во многом определяется качеством экспертной проверки территориальными предметными комиссиями выполнения заданий с развернутым ответом. Рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий (подкомиссий) территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, создаваемых для организации оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (приложение 3 к письму Рособрнадзора от 29.02.2008 № 01-96/08-01), содержат положение о том, что «территориальные предметные комиссии в своей работе руководствуются… рекомендациями и инструкциями уполномоченной организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора разработку экзаменационных заданий по проверке и оцениванию экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования». На практике это означает необходимость ознакомления экспертов территориальных предметных комиссий с общими подходами к проверке и оценке экзаменационных работ, а также определенной тренировки для обучения их приемам работы с системой оценивания экзаменационной работы по предмету. Это позволит обеспечить «соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся» и повысить надежность результатов. С этой целью специалистами Федерального института педагогических измерений подготовлены методические пособия для организации подготовки экспертов территориальных предметных комиссий, подкомиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом в 2011 г. Пособие по предмету включает в себя описание экзаменационной работы 2011 года, научно-методические подходы к проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом, примеры ответов учащихся с комментариями к оценке этих ответов, а также материалы для самостоятельной работы эксперта 1 .

Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА по обществознанию, типы и сложность заданий экзаменационной работы соответствуют целям экзамена – обеспечить объективную оценку уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации с использованием заданий стандартизированной формы.

Варианты КИМ создаются на основе требований к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089). Эти требования являются универсальными – они должны быть реализованы независимо от используемого комплекта учебников, времени изучения предмета (например, 6–9 кл. или 8–9 кл.), особенностей преподавания предмета в конкретном образовательном учреждении.

Предлагаемый на экзамене комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки. Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта 2004 г.

Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии курса, базовые положения различных областей научного обществознания. В результате объектами проверки выступают : широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Одной из важнейших целей изучения обществознания в основной школе является освоение на уровне функциональной грамотности необходимой для социальной адаптации системы знаний об обществе, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно действовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

По подходам к определению содержания экзаменационной работы новая форма государственной (итоговой) аттестации по обществознанию выпускников основной школы является аналогичной единому государственному экзамену. Так, отбор материала в экзаменационную работу осуществляется на основе кодификатора элементов содержания.

В 1 части работы представлены следующие разделы курса, предусмотренные в нормативном документе 2004 г.: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей . Единым блоком-модулем представлены: человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы.

Задания 2 и 3 частей ориентированы на выявление уровня овладения определённой группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания. Вместе с тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 2 и 3 частей, что в совокупности они представляют все блоки-модули.

В число заданий с развернутым ответом (3 часть работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

Задания КИМ различаются по характеру и уровню трудности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную, по своему характеру познавательную деятельность.

Ряд заданий экзаменационной работы за курс основной школы по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Таковы задания части 1 и некоторые задания части 2 (например, на установление соответствия) экзаменационной работы. Этот подход обусловлен тем, что перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, важно обеспечить преемственность двух этапов итоговой аттестации. Вместе с тем, при разработке контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации в IX классе учитывались познавательные возможности учащихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной работы в рамках ГИА. Наиболее существенные отличия имеет часть 3 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.

Экзаменационная работа ГИА по обществознанию состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

– часть 1 содержит задания с выбором ответа;

– часть 2 содержит задания с кратким ответом;

– часть 3 содержит задания с развернутым ответом.

Задания первой части экзаменационной работы с выбором ответа проверяют умения распознавать и сравнивать признаки, черты, элементы социальных объектов, соотносить изученный теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать истинность суждений о социальных фактах, явлениях, процессах.

Вторая часть работы (задания с кратким ответом) контролирует умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, классифицировать признаки, проявления, структурные элементы социальных объектов, осуществлять поиск социальной информации в различных источниках (таблица, диаграмма).

Третья часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом – источником социальной информации, общим объемом порядка 150–200 слов. Тексты, включенные в КИМ, обладают следующими основными характеристиками:

– адаптированы с учетом возрастных познавательных возможностей выпускников основной школы;

– тематически связаны с изученным содержанием, отражают, уточняют или расширяют его;

– обладают четкой структурой и содержательной завершенностью; – поднимают социально значимую проблему или содержат потенциально полезную, интересную для выпускника информацию об отдельных социальных объектах, процессах;

Каждое задание к тексту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений:

– понимать текст в целом, выделять его основные идеи и структуру;

– осуществлять поиск социальной информации и ее интерпретацию;

– применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

– формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

– оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

В структуре работы все задания с развернутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определенное отведенное ему место. Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового (С2 и С3), повышенного (С1 и С5) и высокого (С4 и С6) уровней сложности.

Таблица 1

Распределение заданий по частям работы

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

Задания с выбором ответа

Задания с кратким ответом

Задания с развернутым ответом

К каждому из заданий с выбором ответа 1 части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

В заданиях с кратким ответом 2 части работы ответ даётся в виде набора цифр (например, 215), записанных без пробелов. Правильно выполненные задания В1, В3 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

Ответы на задания в 3 части работы формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев .

По типу используемых критериев оценивания все задания с развернутым ответом можно сгруппировать следующим образом:

задания, которые имеют универсальные, обобщенные критерии оценивания , не зависящие от конкретного содержания того или иного текстового источника и задания к нему (С1, С5 и С6);

задания с оригинальными критериями оценивания (С2–С4).

Так, в любом варианте КИМ задание С1, предполагающее составление плана текста, будет оцениваться по общим критериям, отражающим полноту, четкость, логическую последовательность представления содержания в пунктах плана.

В то же время задания С2 или С3, связанные с извлечением и интерпретацией содержащейся в тексте информации, различаются в предложенных вариантах по своей структуре, и каждое из них имеет свои критерии оценивания.

Выделяют также задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа .

1. Задания с однозначно определенными элементами правильного ответа (правильный ответ должен содержать …).

Система оценивания выполнения заданий с однозначно определенными элементами правильного ответа содержит эталон правильного ответа и основана на строгом учете содержащихся в нем элементов . Критерии ориентируют эксперта на поиск в работе экзаменуемого приведенных в эталоне элементов ответа . Подобные задания, как правило, связаны с извлечением информации из текстового фрагмента. Требуемые единицы информации непосредственно определяются содержанием текста.

2. Задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа (правильный ответ может содержать …)

Критерии оценивания подобных заданий отличаются от критериев предыдущей группы. В качестве эталона дается примерный, не завершенный ряд верных элементов ответа . Как правило, даются примеры выполнения задания или возможные подходы к его выполнению – своеобразный «ключ» к оценке ответа экзаменуемого. Это служит для эксперта лишь ориентиром правильного направления «развертывания» мысли в ответе, при этом сами формулировки экзаменуемого могут иными, чем те, что приведены в критериях. Задача экспертов заключается в том, чтобы, используя предложенный ключ-критерий, определить корректность этих формулировок, их соответствие поставленному вопросу. К этой группе относятся, например, задания на применение контекстных знаний (С4), где невозможно предусмотреть все вероятные примеры социальных объектов, которые могут привести выпускники.

Максимальная оценка за выполнение заданий С1–С3, С5 и С6 – два балла. При неполном правильном ответе – на основании шкалы критериев оценивания - выставляется 1 балл.

За полное и правильное выполнение задания С4 выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе в зависимости от представленности и/или качества требуемых компонентов ответа оценка будет в 2 или 1 балл.

Неправильный ответ, который содержит рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, – 0 баллов.

Таким образом, за выполнение мини-теста с текстовым фрагментом (правильную и полную формулировку ответов по всем шести заданиям) экзаменуемый может получить 13 баллов.

Каждый из шести вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе и направлен на проверку определенной группы умений.

Задание С1 требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Данное задание является необходимым в логике организации работы с текстом: сначала необходимо уяснить смысл текста как целого, выявить наиболее значимые в содержательном плане идеи и представить структуру текста, а затем уже извлекать информацию по отдельным аспектам, анализировать конкретные идеи текста. Под планом понимают четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента. План может быть составлен не только в назывной, но и в вопросной или тезисной форме. Очень важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована выпускником после прочтения и обобщения содержания соответствующего раздела текста. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным – система оценивания не задает какого-то конкретного числа пунктов плана, хотя в примерном содержании верного ответа представлен оптимальный, с точки зрения разработчиков, вариант плана. План может быть простым, т. е. включающим названия значимых частей текста, или сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов. В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика – именно на основе ее понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, выделены или не выделены основные смысловые фрагменты текста. Это задание относится к группе заданий с универсальными, обобщенными критериями оценивания, не зависящими от содержания конкретного текста. Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает, по сути, два вопроса:

1) верно ли схвачена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли «лишних», отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);

2) насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).

Задание С2 предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Не исключена ситуация, что в тексте можно найти большее, чем требуется в задании, количество единиц информации по конкретной проблеме. В этом случае экзаменуемый может выбрать любые из них. Эксперт при оценивании должен ориентироваться на указание в критериях о возможности иных верных позиций, фрагментов текста и проверять смысловую корректность именно приведенного выпускником варианта ответа (а не ожидать дословного воспроизведения варианта ответа, приведенного в критериях).

Задание С3 предполагает преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в тексте информации. Данный тип заданий имеет несколько модификаций требований, связанных с анализом текста:

1) определить, что является фактом, определить его причины;

2) установить последствия описанного социального явления;

3) объяснить позицию (мнение, точку зрения и т. п.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и т. п.);

4) оценить роль тех или иных факторов и т. п.

Задания С2 и С3 – задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и критериями оценивания. Поскольку они обращены только к тексту, направлены на проверку понимания отдельных положений текста, умения выявить содержащуюся в тексте информацию по заданной проблеме, то и система оценивания ответов на эти вопросы базируется на эталоне правильного ответа. Критерии ориентируют эксперта на поиск в ответе экзаменуемого названных в образце позиций.

В ответе выпускника требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены длинноты и подробности и приведен лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть также приведена в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноценны. Эксперту необходимо учитывать, что задания С2 и С3 непосредственно относятся к тексту, поэтому даже самые интересные или логичные стройные рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным и достаточным ответом. Если ответ свелся только к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов.

Задание С4 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Положения или понятия, которые требуется конкретизировать в ряде случаев, как правило, носят общий, иногда предельно абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т. д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.

Задание С5 – задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, – проверяет умение применять знания, почерпнутые из источника социальной информации, для решения конкретной проблемы. По сути, данное задание предполагает перенос содержащейся в тексте информации в совершенно иной контекст, использование ее для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций.

Задание С6 предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и т. п.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Это задание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе. В своем ответе ученик может как согласиться с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Объектом оценивания здесь выступает содержательная полнота, логическая обоснованность собственной позиции ученика, разнообразие приведенных им аргументов (почерпнутых из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта). Важно отметить, что данный тип заданий имеет еще одну модель условия и вытекающих из него требований: "с опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту позиции (мнения, точки зрения и т. п.) автора (собственное мнение (отношение к проблеме и т. п.) формулировать не нужно).

При проверке заданий С6 следует также обращать внимание на:

− указанные источники информации для формулирования суждений, привлечения дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт);

− требуемый поэлементный состав ответа (например, требование выразить согласие или несогласие с предложенными положениями, сформулировать собственную позицию и т. п.).

При проверке и оценивании заданий с развернутым ответом специалистами ФИПИ рекомендуется следующий порядок работы эксперта 2 .

1. Ознакомиться с текстом задания, содержанием верного ответа (эталоном ответа) и указаниями к оцениванию ответов на 2 (3), 1 и 0 баллов.

В некоторых случаях при характеристике ответов приводятся несколько вариантов, разделенных союзом ИЛИ. Они являются равнозначными, и ответ оценивается соответствующим баллом, если он соответствует любому из них.

В некоторых случаях эталон верного ответа может быть разделен союзом «и» на две части. В этом случае ответ учащегося считается соответствующим образцу верного ответа, если он содержит обе части.

2. Смоделировать вероятные варианты построения ответа.

3. Ознакомиться с указаниями к оцениванию, обращая внимание на то, какой характеристике верного ответа соответствует ответ учащегося, в соответствии с этим выставляется тот или иной балл (см. указания к оцениванию заданий).

4. Проанализировать ответ учащегося, соотнести его с эталоном ответа, данным в критериях, и определить, какой из этих характеристик соответствует ответ учащегося.

5. Следует помнить, что допускаются различные формулировки ответа, не искажающие его смысла – формулировка ответа учащегося может не совпадать с формулировкой, указанной в характеристике ответов.

Таблица 2

Шкала пересчета первичного балла
за выполнение экзаменационной работы по обществознанию

в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

Общий балл

Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы составляет 40 баллов.

Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 11 баллов.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.

1 Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). 2011 год. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ /Авторы-составители: А.Ю. Лазебникова (разделы 1, 2), О.А. Котова, Т. Е. Лискова (разделы 1–4) // /binaries/1129/ob2011gia9.pdf Методические рекомендации подготовлены на основе...

  • 2 Информационная справка о школе

    Программа

    ... экзаменационных оценок (по количеству и баллам), полученных выпускниками 9 классов по предметам, сдаваемым школьной экзаменационной ... методов текущей и итоговой аттестации школьников. 6. ... , обобщение методических рекомендаций по организации психолого...

  • РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме в Республике Татарстан в 2011 году Казань 2011

    Автореферат диссертации

    ... по географии Характеристика заданий экзаменационной работы по географии в 2011 году Цель проведения экзаменационной работы государственной (итоговой ) аттестации выпускников IX классов ...

  • Закон российской федерации «об образовании» о государственной (итоговой) аттестации выпускников

    Закон

    Документов и методических рекомендаций при проведении государственной (итоговой ) аттестации обучающихся, ... оценивании экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, государственной (итоговой ) аттестации выпускников IX классов по ...

  • - формировать у школьников потребность в учении и саморазвитии раскрытие творческого потенциала каждого ученика развитие культуры и нравственности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода в обучении активнее вести работу по

    Документ

    Чём свидетельствуют новые формы экзаменационных работ , более высокий критерий в оценке ГИА, что... государственной (итоговой ) аттестации выпускников 9 классов . По итогам 2011-2012 учебного года к итоговой аттестации были допущены все выпускники 9 класса ...

  • (с развёрнутым ответом)

    • Правильно даны ответы на три вопроса - 2 балла.
    • Правильно даны ответы на любые два вопроса - 1 балл.
    • Правильно дан ответ на любой один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

    Максимальный балл - 2

    по обществознанию оценивается:

    • Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса - 2 балла.
    • Правильно приведены любые два элемента ответа - 1 балл.
    • Правильно приведён любой один элемент ответа. ИЛИ ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

    Максимальный балл - 2

    по обществознанию оценивается:

    • Правильно названы два источника (пути) и приведены по 2 примера (всего 4 примера) - 3 балла.
    • Правильно названы два источника (пути), приведены любые 2-3 примера - 2 балла.
    • Правильно названы один-два источника (пути), приведён любой 1 пример. ИЛИ Правильно назван 1 источник (путь) и приведены соответствующие ему 2 примера - 1 балл.
    • Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

    Максимальный балл - 3

    по обществознанию оценивается:

    • Правильно названы и пояснены три функции - 3 балла.
    • Правильно названы две-три функции, две из них пояснены - 2 балла.
    • Правильно названы одна–три функции, одна из них пояснена. ИЛИ Правильно названы только три функции - 1 балл.
    • Правильно названы только одна-две функции. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

    Максимальный балл - 3

    по обществознанию оценивается:

    25.1 Раскрытие смысла понятия - 2 балла

    • Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) - 2 балла.
    • Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу - 1 балл.
    • В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла - 0 баллов.

    Указания по оцениванию:

    1. Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
    2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов.

    25.2 Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия - 2 балла

    • Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия - 2 балла.
    • Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания - 1 балл.
    • - 0 баллов.

    Указание по оцениванию:

    При оценивании не засчитываются:

    • предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
    • предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
    • словосочетания, нераспространённые предложения.

    Максимальный балл - 4

    по обществознанию оценивается:

    • Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции - 3 балла.
    • Правильно названы две-три функции, две из них проиллюстрированы примерами - 2 балла.
    • Правильно названы одна–три функции, одна из них проиллюстрирована примером(-ами) - 1 балл.
    • Правильно названы только одна–три функции. ИЛИ Приведено любое количество примеров без указания функций. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

    Максимальный балл - 3

    по обществознанию оценивается:

    • Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия - 3 балла.
    • Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия - 2 балла.
    • Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия - 1 балл.
    • Правильно указана только сфера. ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный - 0 баллов.

    Максимальный балл - 3

    по обществознанию оценивается:

    28.1 Раскрытие темы по существу - 3 балла

    • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу - 3 балла.
    • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу - 2 балла.
    • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу - 1 балл.
    • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) - 0 баллов.

    Указания по оцениванию:

    1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
    2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

    28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана - 1 балл

    • Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей - 1
    • Все иные ситуации 0

    Максимальный балл - 4

    по обществознанию оценивается:

    29.1 Раскрытие смысла высказывания - 1 балл.

    • Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования - 1 балл.
    • Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом - 0 баллов.

    Указание по оцениванию:

    • Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

    29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения - 2 балла.

    (объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений)

    • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения - 2 балла.
    • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений - 1 балл.
    • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания - 0 баллов.

    Указание по оцениванию:

    • Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.

    29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов - 1 балл.

    • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод - 1 балл.
    • Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания - 0 баллов.

    29.4 Качество приводимых фактов и примеров - 2 балла.

    • Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом - 2 балла.
    • Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом - 1 балл.
    • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
      0 - 0 баллов.

    Указание по оцениванию:

    В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).

    1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников
    2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

    Максимальный балл - 6

    При наличии 9 вопросов в тесте:

    8-9 правильных ответов – оценка 5;

    6-7 правильных ответов – оценка 4;

    4-5 правильных ответов – оценка 3;

    0-3 правильных ответов – оценка 2;

    Решение задач

    Задача должна быть решена письменно в специальной тетради для решения задач и выполнения самостоятельных работ.

    Критерии оценивания:

      четко и правильно сформулированы ответы на все поставленные в задаче вопросы - 2 балла;

      указаны конкретные статьи конкретных правовых источников, на основе которых строится решение задачи – 1 балл;

      ответы на вопросы группы и преподавателя – 1 балл.

    Выполнение самостоятельной работы

    Самостоятельная работа должна быть решена письменно в специальной тетради для решения задач и выполнения самостоятельных работ.

    Критерии оценивания:

      четко и правильно сформулированы ответы на все поставленные в вопросы - 2 балла;

      указаны конкретные статьи конкретных правовых источников – 1 балл;

      высказана своя точка зрения по проблемному вопросу – 1 балл.

    Защита реферата

    Объем реферата – не менее 15 стр. Обязательно использование не менее 5 научных источников и не менее 5 нормативно-правовых источников. Обязательно использование электронных баз данных: КонсультантПлюс и Гарант.

    Процедура защиты реферата: публичное выступление с использованием презентации и последующим групповым обсуждением, ответы на вопросы преподавателя.

    Требования, предъявляемые к рефератам в ходе защиты

      соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы 1 балл;

      соответствие целям и задачам дисциплины 1 балл;

      постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение 0,5 балла;

      логичность и последовательность в изложении материала 0,5 балла;

      способность к работе с законодательными актами, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой 0,5 балла;

      объем исследованной литературы и других источников информации 0,25 балла;

      использование иностранных источников 0,25 балла;

      способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса 0,25 балла;

      обоснованность выводов 0,25 балла;

      правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.), соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста) 0,5 балла.

    Критерии оценивания письменных работ (эссе, контрольных работ)

    Количество

    Критерии оценки

      Вопрос раскрыт полностью и без ошибок, эссе написано правильным литературным языком без грамматических ошибок в юридической терминологии, умело использованы ссылки на источники права

    4 (четыре)

      Вопрос раскрыт более чем наполовину, но без ошибок

      Имеются незначительные и/или единичные ошибки

      Допущены 1–2 фактические ошибки

      Вопрос раскрыт частично

      Эссе написано небрежно, неаккуратно, использованы необщепринятые сокращения, затрудняющие ее прочтение

      Допущено 3–4 фактические ошибки

      Обнаруживается общее представление о сущности вопроса

      Задание не выполнено (ответ отсутствует или вопрос не раскрыт)

    Похожие публикации